Речевая азбука
Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.
Чем больше родители будут разговаривать с ребёнком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на развитие его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте 3 лет. Количество слов, которые ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития.
Родители могут и самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка:
- .разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
- читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, учить потешки, рассказывать сказки.
- не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами, говорить с ним на доступном уровне.
Необходимо поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть Ваша речь.
Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать способность правильно регулировать при выдохе силу воздушной струи, необходимой для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).
Если ребенку исполнилось 3 года, он обязательно должен уметь говорить фразами. Отсутствие фразовой речи свидетельствует о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития.
Иллюстрации в детских книгах, соответствующие возрасту ребенка - прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с детьми иллюстрации, говорите о том, что (кто) изображено на них; пусть ребенок отвечает на вопросы: где? кто? когда? что делает? и т.д.
«Золотая серединка» - вот к чему надо стремиться в развитии ребенка, т.е. к норме. Присмотритесь к ребенку. Отличается ли он от сверстников? Не перегружайте его информацией, не ускоряйте его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, рано изучать иностранный (не зря в двуязычных семьях очень часто у детей наблюдается общее недоразвитие речи).